- Kафоликон монастыря Осиос Лукас - особенности архитектуры
На первый взгляд логичней было бы начать рассказ о них с кафоликона монастыря Осиос Лукас, как с самого раннего (XI в.), но он же кроме того и самый сложный, мне нелегко было с ним разбираться, да и обилие декора и живописи мешают сконцентрироваться на архитектуре. Вот и получилось, что этим хрестоматийным памятником я завершаю обзор греческой византийской архитектуры. Собственно принцип такого храма был описан уже не раз, поэтому я буду показывать его особенности по сравнению с Дафни и Софией из Монемвасии.

Итак, купол на восьми опорах вписан а крестообразное пространство. Переходом от столбов к куполу служат тромпы. В монастыре Луки эта схема читается гораздо труднее из-за мозаик и другого декора.
Первозданная чистота Софии в Монемвасии поможет восстановить ее в своем воображении. С четырех сторон к куполу примыкают ветви креста. В Осиос Лукас их торцевая поверхность сплошь заполнена окнами.

Монемвасия.

Основным конструктивным отличием кафоликона от остальных подобных церквей является его двухъярусность, или двухэтажность. Галереи второго этажа, украшенные изящными аркадами, усложняют и обогащают пространство, вместе с огромными окнами и облицованными мрамором гладкими стенами, придавая храму светский вид, что очень точно отметила renardetraisin.

Рукава креста перекрыты крестовыми сводами.
Общая черта рассматриваемых зданий - столбы попарно соединены арками, которые образуют отдельные угловые помещения или проходы. Церковь Луки больше остальных по размеру, и соответственно эти угловые помещения имеют здесь бОльшее значение.

Монемвасия.
Алтарная часть, при общей конструкции, выглядит значительно сложнее, богаче и светлее опять же за счет огромных окон.
http://renardetraisin.livejournal.com/129629.html
Официальное искуствоведение главными достоинствами этого храма считает вертикализм и центричность внутреннего пространства.

Монемвасия.
Юго-восточный угол.
Между центральным куполом и конхой в Монемвасии - невысокий свод...

...в Осиос Лукас - полноценный купол.


Тот же юго-восточный угол в церкви Дафни.


Планы монастыря Осиас Лукас и церкви Св.Софии в Монемвасии.

Очень наглядно видны все отличия на северной стене. Столбы в Осиас Лукас совершенно теряются среди арок, окон, мозаик и орнаментов.

Монемвасия.
Архитектура прекрасна, но меня, как вы сами понимаете, больше всего восхищает здесь декор. Столько плутео в одной церкви я еще не разу не видела. :-)
Облицовка цветным мрамором просто восхитительна! Вот откуда эта привычная нам тосканская полосатость романских храмов. )
На светское здание похож не только интерьер, но и фасад церкви.
Юго-западный угол.
Посудите сами - двухэтажный дворец с огромными окнами и обильным декором. Крестово-купольная структура совершенно не читается на фасаде.
Западный фасад.
Фрагмент южного фасада.
Северный фасад.
И только апсида и купол недвусмысленно намекают на назначение здания.
No hay comentarios:
Publicar un comentario
Nota: solo los miembros de este blog pueden publicar comentarios.